Аннотация.
В статье обосновывается необходимость разработки профессионального стандарта «Специалист по спортивно-функциональной классификации в адаптивном спорте», описываются основные положения проекта профессионального стандарта, а также его значение в системе реабилитации и абилитации инвалидов. Профессиональный стандарт позволит расширить использование реабилитационного, развивающего, социализирующего потенциала адаптивной физической культуры и спорта. Контакт: spevseev@gmail.com, milasokol@mail.ru, natalishurova@yandex.ru
PROFESSIONAL STANDARD «SPECIALIST FOR SPORT AND FUNCTIONAL CLASSIFICATION IN ADAPTIVE SPORT»: ROLE AND SIGNIFICANCE IN THE SYSTEM OF REHABILITATION OF DISABLED PEOPLE
Dr. Evseev S.P., Doctor Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Head of the department of theory and methods of adaptive physical education; «The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg»
Sokolova L.A., PhD, Head of the Center for Research of Professions, National Research University Higher School of Economics.
Shchurova N.V., Leading Specialist of the Federal State Budgetary Institution @All-Russian Research Institute of Labor@ of the Ministry of Labor of Russia
Keywords: professional standard, specialist in sports-functional classification in adaptive sports
Abstract. The article substantiates the need to develop a professional standard «Specialist in sports and functional classification in adaptive sports», describes the main provisions of the draft professional standard, as well as its significance in the system of rehabilitation and habilitation of the disabled. The professional standard will expand the use of the rehabilitation, developing, socializing potential of adaptive physical culture and sports.
Совет по профессиональным квалификациям в сфере физической культуры и спорта при поддержке ВНИИ труда Минтруда России проводит работу по разработке профессионального стандарта «Специалист по спортивно-функциональной классификации в адаптивном спорте» в соответствии с Приказом Минтруда России от 3 декабря 2021 г. №866 «Об утверждении перечней проектов профессиональных стандартов, разработка и актуализация которых предусмотрена в 2022 году за счет средств федерального бюджета». Ознакомиться с проектом профессионального стандарта можно по ссылке https://profstandart.rosmintrud.ru/expert-opinion.php.
Значение области профессиональной деятельности по спортивно-функциональной классификации в адаптивном спорте определяется потребностью в устойчивом формировании, развитии и поддержании спортивного потенциала у лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов для достижения ими спортивных результатов. Технологии адаптивной физической культуры и спорта, включая физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт, являются важной частью системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов. Применение средств и методов адаптивной двигательной рекреации и адаптивного спорта повышает эффективность процессов образования, воспитания и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов различных возрастных и нозологических групп[1].
Работа по созданию условий для занятий физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из важных направлений Стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р[2], а также государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. № 1661[3].
Исполнение программных мероприятий по развитию спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов ставит задачу расширения компетенций работников и требует совершенствования образовательных программ подготовки специалистов, осуществляющих деятельность в адаптивном спорте.
Следует подчеркнуть, что Советом по профессиональным квалификациям в сфере физической культуры и спорта с 2018 года ведется работа по формированию системы профессиональных стандартов в области адаптивной физической культуры, и сегодня профессиональная деятельность специалистов в этом сегменте регулируется 4-мя профессиональными стандартами (таблица 1).
Таблица 1.
Профессиональные стандарты в области адаптивной физической культуры и сорта
п\п | Наименование профессионального стандарта |
1. | Сопровождающий инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, несовершеннолетних лиц на спортивные мероприятия
(Приказ Минтруда от 31.03.2022 г. 191н) |
2 | Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту
(Приказ Минтруда от 02.04.2019 N 197н) |
3. | Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту
(Приказ Минтруда от 02.04.2019 N 199н) |
4. | Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту
(Приказ Минтруда от 19.10.2021 N 734н) |
Однако эти профессиональные стандарты не содержат описания и характеристик профессиональной деятельности по спортивно-функциональной классификации в адаптивном спорте.
Задача классификации занимающихся адаптивным спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов – одна из важнейших в этом виде деятельности, принципиально влияющая на спортивный результат и на место, которое займет тот или иной участник в иерархии мест конкретного соревнования в своем спортивно-функциональном классе. Ошибки по классифицированию спортсменов могут привести к несправедливой победе или потере медали того или иного достоинства[1].
В настоящее время выделяют три вида классификаций для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, занимающихся адаптивным спортом: медицинская, спортивно-функциональная и гандикапная.
В медицинской классификации в качестве основы используется распределение и выделение в отдельный класс (группу) лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, исходя из наличия у них оставшихся структурных и функциональных возможностей либо степени (тяжести) поражения.
Спортивно-функциональная классификация используется в паралимпийском движении и предусматривает распределение спортсменов на классы исходя из особенностей конкретного вида адаптивного спорта, специфики его соревновательной деятельности. При этом учитывается медицинская классификация. Спортивно-функциональная классификация формирует стартовые группы спортсменов для участия в состязаниях по конкретному виду спорта, основываясь на показателях медицинской классификации. От правильности определения функциональных возможностей спортсмена в том или ином виде соревновательной деятельности по программе паралимпийского движения будет зависеть результат спортсмена, его ранг в классе и, в целом – его спортивные достижения и их социальная оценка[2].
Гандикапная классификация в основном используется в программе соревнований Специальной олимпиады.
С целью стандартизации принципов и методов проведения классификации Международным Паралимпийским Комитетом (далее — МПК) принят Классификационный кодекс МПК — основной регламентирующий документ в области классификации спортсменов во всех видах спорта паралимпийского движения. В соответствии с Классификационным кодексом МПК каждая международная федерация по виду спорта разрабатывает собственные классификационные правила с четким определением критериев годности для участия в данном виде спорта на основе специфических задач, необходимых для соревновательной деятельности по виду спорта[3]. Следовательно, спортсмен с одним и тем же поражением может соответствовать критериям годности для одного вида спорта, но не иметь право выступать в другом.
Для синхронизации требований к спортсменам в различных видах адаптивного спорта МПК выделил 10 типов поражений для участия в соревнованиях по паралимпийским видам спорта. Каждая международная федерация определяет, какие из этих 10 типов поражений допустимы для этого вила спорта. В некоторых видах спорта представлены все 10 типов поражений (например, плавании, легкой атлетике), другие виды спорта ограничились одним или несколькими типами поражений (голбол, бочче). Таким образом, для того, чтобы быть годным к участию в соревнованиях по паралимпийским видам спорта, спортсмен должен иметь «допустимое» поражение[4].
Наличие «допустимого» типа поражения – это необходимый, но не единственный критерий участия в соревнованиях по паралимпийским видам спорта. Каждая международная федерация определяет минимальную степень допустимых поражений в данном виде спорта – минимальный критерий годности. Процессом определения минимального критерия годности и дальнейшего распределения спортсменов на классы занимаются специалисты, наделенные международной федерацией полномочиями оценивать возможности спортсмена для участия в соревнованиях («классификаторы»). Специалисты, сертифицированные для этого вида деятельности, опираясь на соответствующие данные медицинской классификации, формируют классы спортсменов для участия в состязаниях по конкретному виду адаптивного спорта. При этом класс, в который определяется спортсмен, может со временем меняться в зависимости от того, улучшилось или ухудшилось его функциональное состояние, поэтому спортсмен на протяжении своей спортивной карьеры неоднократно проходит через процесс определения класса. Классификационным кодексом МПК регламентируется ведущая роль международных федераций и национальных паралимпийских комитетов в организации и проведении классификации спортсменов, обучении и сертификации «классификаторов» по видам спорта в соответствии с Кодексом МПК и международными стандартами.
В настоящее время работа по классификации в России реализуется Паралимпийским комитетом России (далее – ПКР) и четырьмя всероссийскими федерациями по паралимпийским видам спорта: Федерацией спорта лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата (ПОДА), Федерацией спорта слепых, Федерацией спорта лиц с интеллектуальными нарушениями (ЛИН), Федерацией футбола лиц с церебральным параличом.
При этом в системе образования (среднего профессионального и высшего образования) подготовка специалистов по спортивно-функциональной классификации в адаптивном спорте в настоящее время не ведется.
Следует отметить, что на уровне субъектов Российской Федерации не хватает классифицированных аккредитованных «классификаторов» для работы в системе адаптивной физической культуры и спорта. В этой связи остается неиспользованным потенциал вовлечения в целевые занятия адаптивной физической культурой и спортом новых лиц, имеющих допустимые поражения. Это связано с тем, что в субъектах определение годности лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к занятиям адаптивным спортом и привлечение их в паралимпийское движение ведется на уровне медицинских учреждений. Недостаточная осведомленность в этих вопросах врачей поликлиник, стационаров, врачебно-физкультурных диспансеров (ВФД), врачей-экспертов служб медико-социальной экспертизы (МСЭ), а также специалистов учреждений социальной защиты населения приводит к недопониманию роли адаптивного спорта как мощного средства комплексной реабилитации и социальной адаптации инвалидов с различными поражениями. При этом лечебно-профилактические учреждения, учреждения МСЭ и социальной защиты являются начальным звеном реабилитационной системы инвалидов и могли бы быть первыми «классификаторами» и «рекомендаторами» для занятиями адаптивной физической культурой, адаптивным спортом. Кроме того, очевидно, что имеется недостаточное взаимодействие между ведомствами, участвующими в реабилитационно-адаптационном процессе инвалидов, отсутствует нормативная и методическая документация по вопросам реабилитации инвалидов методами адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в учреждениях здравоохранения, МСЭ и социальной защиты.
Таком образом, целью разработки профессионального стандарта «Специалист по спортивно-функциональной классификации в адаптивном спорте» является обеспечение системной работы по спортивно-функциональной классификации в адаптивном спорте в организациях различных организационных форм и ведомственно-отраслевой принадлежности (физической культуры и спорта, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, во всероссийских общественных организациях, а также в организациях системы образования и других).
При разработке проекта профессионального стандарта «Специалист по спортивно-функциональной классификации в адаптивном спорте» был определен вид профессиональной деятельности: «Определение спортивно-функционального класса в адаптивном спорте», основной целью вида профессиональной деятельности было определено «Организация и проведение мероприятий по отнесению лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалида к спортивному классу в адаптивном спорте с учетом физических и (или) психических возможностей».
В соответствии с Общероссийским классификатором занятий[5] определены коды специалистов, для которых установлены квалификационные характеристики в этом проекте профессионального стандарта: 2358 — Тренеры и инструкторы-методисты по физкультуре и спорту и 3422 — Спортивные служащие.
Структура проекта профессионального стандарта «Специалист по спортивно-функциональной классификации» основана на выделении групп лиц по возрастному признаку с учетом возрастного критерия, принятого в Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года[6], поскольку это дает возможность учитывать возрастные характеристики развития личности при осуществлении классификационных мероприятий с точки зрения применения средств и методов адаптивной физической культуры и целевого воздействия адаптивного спорта. Соответственно, разработчиками были выделены две обобщенные трудовые функции:
А. «Организация и проведение спортивно-функциональной классификации несовершеннолетних лиц с ограниченными возможностями здоровья или инвалидов 5 уровня квалификации;
В. «Организация и проведение спортивно-функциональной классификации взрослых лиц с ограниченными возможностями здоровья или инвалидов» 6 уровня квалификации.
С целью расширения возможностей карьерного роста специалистов в процессе разработке проекта профессионального стандарта добавлена третья обобщенной трудовая функция С. «Организация и проведение мониторинга спортивных достижений лиц, прошедших спортивно-функциональную классификацию в виде адаптивного спорта (спортивной дисциплине), формирование предложений по коррекции спортивно-функционального класса спортсмена» 7 уровня квалификации.
При разработке проекта профессионального стандарта «Специалист по спортивно-функциональной классификации в адаптивном спорте» возник ряд дискуссионных вопросов, в частности:
- В части выделения обобщенных трудовых функций: насколько важно разделение на возрастные диапазоны, при том что технология проведения спортивно-функциональной классификации единая?
- В части формирования требований к образованию и обучению специалистов: где в системе образования формируются необходимые компетенции этих специалистов? Требуется ли дополнительное профессиональное образование по спортивно-функциональной классификации для лиц, имеющих среднее профессиональное образование, высшее образование в области адаптивной физической культуры (ОКСО 7.49.02.02, 7.49.03.02, 7.49.04.02)?
- В части описания дополнительных характеристик: не является ли избыточным требование о подготовке по программам дополнительного профессионального образования по основам жестового русского языка при работе с глухими?
Формирование «проблемного поля» позволило разработчикам учесть мнения экспертного сообщества и выработать согласованную позицию в отношении описания этого вида профессиональной деятельности.
Разработка профессионального стандарта позволит подготовить специалистов, участвующих в системной организации реабилитации и вовлечь в занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом большее количество людей всех возрастов с различными видами патологии и степенью тяжести. Профессиональный стандарт «Специалист по спортивно-функциональной классификации в адаптивном спорте» позволит расширить возможности специалистов, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами в социальном и медицинском сегменте рынка труда и значительно увеличить количество лиц, занимающихся адаптивной физической культурой и адаптивным спортом независимо от тяжести патологии и глубины поражения.
[1] Евсеев С.П. О создании государственно-общественной системы классификации спортсменов в адаптивном спорте // Адаптивная физическая культура. — 2013. — № 3 (55). — С. 2-3.
[2] Евсеев С.П., Евсеева О.Э., Вишнякова Ю.Ю. Классификации спортсменов в адаптивном спорте //
Адаптивная физическая культура. — 2011. — № 4 (48). — С. 2-5.
[3] Идрисова Г.З. Организационная структура классификации спортсменов всероссийской федерации спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата // Адаптивная физическая культура. — 2015. — № 1 (61). — С. 2-5.
[4] Евсеев С.П., Идрисова Г.З. Допустимые типы поражений лиц с ограниченными возможностями здоровья в паралимпийском движении // Адаптивная физическая культура. — 2014. — № 3 (59). — С. 2-5.
[5] ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий» (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст) (ред. от 18.02.2021). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.07.2022)
[6] Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2021 N 3711-р «Об утверждении Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 28.12.2021.
Использованные источники:
- Постановление Правительства РФ от 30.09.2021 N 1661 (ред. от 20.05.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2021.
- Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 N 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.11.2020.
- Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2021 N 3711-р «Об утверждении Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 28.12.2021.
- ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий» (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст) (ред. от 18.02.2021). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.07.2022)
- Евсеев С.П. Новый профессиональный стандарт для специалистов в области адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев // Адаптивная физическая культура. – 2020. — № 2 (82). – С. 22 – 23.
- Евсеев С.П. О создании государственно-общественной системы классификации спортсменов в адаптивном спорте // Адаптивная физическая культура. — 2013. — № 3 (55). — С. 2-3.
- Евсеев С.П., Евсеева О.Э., Вишнякова Ю.Ю. Классификации спортсменов в адаптивном спорте //Адаптивная физическая культура. — 2011. — № 4 (48). — С. 2-5.
- Евсеев С.П., Идрисова Г.З. Допустимые типы поражений лиц с ограниченными возможностями здоровья в паралимпийском движении // Адаптивная физическая культура. — 2014. — № 3 (59). — С. 2-5.
- Идрисова Г.З. Организационная структура классификации спортсменов всероссийской федерации спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата // Адаптивная физическая культура. — 2015. — № 1 (61). — С. 2-5.