Автор: Юрий Истомин
Сокрушительные санкции и изоляция целых отраслей экономики – вот с чем столкнулась наша страна в целом и российский спорт в частности весной 2022 года. Новые условия вернули в повестку уже слегка подзабытый термин «импортозамещение». Арены, клубы, федерации и отдельные спортсмены вынуждены искать отечественных поставщиков. Разбираемся, есть ли они вообще и насколько велик этот рынок.
Программа и препятствия
Импортозамещение в спорте находится в ведении двух организаций: Минспорта и Минпромторга, где еще в 2016-м создан департамент развития социально значимых товаров. Основополагающий документ о принципах и порядке импортозамещения – утвержденная правительством «Стратегия развития спортивной индустрии до 2035 года». Принятый в 2019-м, он не только ставит задачи на перспективу, но и констатирует серьезную зависимость отрасли от зарубежных товаров и сырья. При том что тема всерьез обсуждается с 2014-го, а в 2016-м Минспорт утвердил перечень спортивного оборудования и инвентаря, подлежащего импортозамещению, где указаны 28 наименований: от конусов и булав до беговой дорожки и тренажера «баттерфляй».
В 2019 году возглавлявший тогда Министерство спорта России Павел Колобков сетовал, что только 10% спортинвентаря – отечественные. Из них, по данным Минпромторга, 55% составлял инвентарь для массового спорта, 35% поставлялось в школы в рамках госзаказа, 8% предназначалось для спорта высоких достижений и лишь 3% шло на экспорт.
Среди главных препятствий для увеличения доли собственной продукции чиновники упоминали условия госзакупок. При проведении тендеров ключевым критерием оставалась цена, а отечественные производители никаких преференций не получали. Но, как заверили СБК в Минпромторге, эту проблему решили: «Существует механизм заградительных мер, который предусматривает квоты на закупку отечественной спортивной продукции, а также развитие механизма „третий лишний“, – заявил директор департамента развития промышленности социально значимых товаров Дмитрий Колобов. – При выходе на конкурс двух отечественных производителей и одного иностранного привилегии даются нашим компаниям».
Среди других преимуществ для российских поставщиков в ведомстве называют адресные закупки, экспортные механизмы, а также субсидирование мероприятий. В числе трудностей на пути импортозамещения чиновники отмечают отсутствие дешевых кредитов и недостаточный спрос на отечественную продукцию со стороны профильных министерств.
300 производителей и 400 школ
Связующим звеном между госзаказчиком и поставщиками выступает Ассоциация производителей и экспортеров отечественных спортивных товаров и оборудования (АПЭОСТО). Она ведет реестр компаний, поставляющих именно российскую продукцию. Правда, в нем меньше 50 фирм, в основном из Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга.
По данным Минпромторга, сейчас в этой сфере задействовано более 300 компаний. 94% представляют малый и средний бизнес, но крупные предприятия тоже есть. Например, новосибирский «Старт Лайн» производит столы для настольного тенниса, а чебоксарский Завод игрового спортивного оборудования «Романа» выпускает инвентарь для спортивных площадок. Также Минпромторг называет крупными предприятия «Форман Продактс» (тренажеры), «Жуковский веломотозавод» и «Севербоат» (аэролодки и везде- ходы). Впрочем, последняя компания с точки зрения товарной номенклатуры больше относится к туризму. В средние предприятия ведомство записало фирмы «Трек», «Соболь», «Рекреация».
Минпромторг оценивает рынок спортивной продукции в 2021 году в ₽229 млрд при емкости в ₽534 млрд. На отечественных производителей приходится чуть менее 14% (₽32 млрд). В министерстве также заявили, что динамичнее всего развиваются два сегмента – уличное спортивное оборудование и продукция для зимних видов спорта. В этих сферах импорт составляет лишь 20%. Например, российскими хоккейными клюшками, горными лыжами, сноубордами, спортивными санями, а также комплектами для фехтования, инвентарем и оборудованием для спортивной борьбы, креслами-колясками для спортивных танцев, байдарками и даже швертботами оснащено более 400 спортивных школ.
Льготные кредиты под 15%
И Минпромторг, и Минспорт оперируют цифрами за прошлые годы, но в последние месяцы ситуация осложнилась. Многие фирмы и бренды уходят из России, поломались логистические цепочки, выросли процентные ставки по кредитам. Новая реальность сильно ударила даже по тем компаниям, которые локализовали производство.
«Эта ситуация не могла не повлиять на каждого производителя, – оценил обстановку коммерческий директор производителя спортивных покрытий „Бамард“ Максим Уклюдов. – У нас уровень локализации высок – 85–95%, но некоторые материалы мы покупаем в Европе. Азиатское сырье не позволяет быстро заменить нужные компоненты. Поэтому сейчас пользуемся тем, что успели завезти, надеюсь, нам хватит, пока не найдем замену».
«Бамард» существует 15 лет, так что для него это уже четвертый кризис. По словам Уклюдова, в этот раз государство помогло, снизив ставку по кредитам. При содействии Минпромторга фирма платит льготные 15% (на момент беседы ключевая ставка ЦБ составляла 14%), но в любом случае это в два раза больше, чем еще год назад. Коммерческий директор «Бамарда» предупредил, что уже только по этой причине стоимость продукции вырастет. Кроме того, Уклюдов подчеркнул, что других подобных компаний с таким уровнем локализации в России нет. Постелить новый искусственный газон станет не только дорого, но и долго, потому что занять освобождающуюся нишу отечественным производителям в ближайшее время будет сложно.
«К тому, что уже завтра появятся серьезные компании, которые займутся импортозамещением, я отношусь скептически, – сказал Максим Уклюдов. – Невозможно с нуля быстро поставить качественное оборудование, произвести на нем продукт и вывести его на рынок. Часть западных компаний ушла с рынка, но это не значит, что вы сегодня-завтра сможете выпускать товар стабильного качества и по конкурентной цене».
Регионы пока не спешат протягивать руку помощи производителям в сфере спорта. В конце апреля стало известно, что власти Московской области будут выдавать льготные кредиты под 5,5% годовых на реализацию проектов импортозамещения. Получить их могут представители двух десятков направлений: от выращивания свеклы до производства автоприцепов. Спорт в перечне не упомянут.
₽340млрд – объем кредитования предприятий по льготной ставке в рамках антикризисной программы ЦБ
Одежда и обувь
Свидетельством наступления новой эпохи в российском спорте стал и разрыв контракта между футбольным «Спартаком» и Nike. Технический спонсор сотрудничал с московским клубом с 2005 года. Кроме того, американская компания больше не одевает игроков «Урала», а вот информации о форме для «Зенита» пока нет.
На новости отреагировали связанные с Россией бренды. Основатель бренда Zasport Анастасия Задорина заявила о готовности стать техническим партнером «Спартака». Недавно компания уже заключила соглашение с пляжным красно-белым клубом – о выпуске капсульной коллекции. Правда, на импортозамещение это не похоже: на одежде Zasport встречаются надписи «Designed in Russia», но часть производства расположена в Турции. А в 2017-м в преддверии Европейского юношеского олимпийского фестиваля компания поставила для сборной России обувь, которую перед этим приобрела у adidas.
«У нас есть собственное производство в Москве и партнерские фабрики как в России, так и за ее пределами, – рассказал СБК исполнительный директор Zasport Максим Козлов. – Если говорить про сырье, мы продолжаем сотрудничать с российскими и зарубежными предприятиями. Сейчас в Башкортостане, в городе Ишимбай, строится большая фабрика Zasport с современным оборудованием. Открытие запланировано на конец этого года,
и там мы сможем производить значительный объем заказов».
Еще один бренд, проявивший интерес к российскому футболу, – Demix. Он принадлежит сети «Спортмастер». Управляющий делами компании Сергей Агибалов заявил, что фирма уже ведет переговоры с представителями РПЛ. По его словам, у Demix есть возможности делать форму с уникальным дизайном для каждой команды премьер-лиги.
«Задолго до приостановки деятельности международных компаний мы подписали контракты по техническому партнерству в сезоне-2022/23 с клубами ФНЛ-1 и ФНЛ-2, – пояснил СБК Агибалов. – Работу в этом направлении начинали с детских команд. Есть проект „Мишка“ по развитию мини-футбола в школах, в рамках него мы уже 8 лет работаем с Ассоциацией мини-футбола. Кроме того, мы поддерживаем турниры стран СНГ и ШОС, экипируя команды и предоставляя мячи, одобренные FIFA. То же самое касается и обуви – выпускаем бутсы любых видов».
Товары Demix производят на пяти сотнях фабрик по всему миру – в основном в Китае, Индонезии, Бангладеше, Пакистане, Вьетнаме, Турции и Узбекистане, то есть странах, где развита текстильная промышленность. «Мы смотрим на мир с точки зрения конкуренции. Где сделают качественный товар по доступной цене, там и размещаем заказ, – разъяснил Агибалов. – В России же выпускают прежде всего спортинвентарь, в этой категории 40% всей продукции Demix производится именно у нас. В частности компания сотрудничает с российскими лыжными фабриками и велосипедными заводами».
По словам Агибалова, «Спортмастер» находится в тесном контакте с Минпромторгом. Ведомство помогает решить проблемы с логистикой и платежами, которые сейчас возникают довольно часто. Также министерство информирует компанию о появлении новых производителей в России, Белоруссии и Казахстане.
Смена «игл»
В мае программу по импортозамещению раскритиковал сенатор Андрей Клишас. Он заявил, что она полностью провалена. «Кроме бравурных отчетов отраслевых ведомств нет ничего. Наши люди это видят и по товарам народного потребления и во многих других сферах», – написал Клишас в своем телеграм-канале.
Критично высказался и председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Он обвинил «некоторых руководителей» в желании пересадить российскую промышленность и экономику на «новую, теперь китайскую „иглу“, поменяв логистику закупок и „инвесторов“», вместо того чтобы добиваться экономической независимости.
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №2 (48), июнь 2022