Л. А. Соколова, к.п.н., Зав. Центром исследований профессий и квалификаций, Институт занятости и профессий НИУ ВШЭ
С. В. Алтухов, профессор ВШЮА НИУ ВШЭ директор Института спортивного менеджмента и права
Н. В. Щурова, Ведущий специалист ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России
Аннотация
В настоящее время ситуация, сложившаяся в условиях наращивания изоляции российских спортсменов от участия в международных спортивных соревнованиях различного уровня, диктует новые задачи и вызовы системе управления физической культурой и спортом, системе формирования, обучения и развития кадрового резерва как в спорте высших достижений, так и в массовом спорте, предъявляет высокие требования к соблюдению антидопинговых норм и правил.
Совет по профессиональным квалификациям в сфере физической культуры и спорта при поддержке Всероссийского научно-исследовательского института труда Минтруда России проводит работу по разработке и актуализации ряда профессиональных стандартов. В 2022 году проведена работа по актуализации профессиональных стандартов «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта» (утвержден приказом Минтруда России 29 октября 2015 г. N 798н [11]), «Специалист по антидопинговому обеспечению» (утвержден приказом Минтруда России от 18.02.2016 N 73н [12]) и «Тренер» (утвержден приказом Минтруда России 28.03.2019 г. №191н [13]). Основанием для проведения актуализации этих профессиональных стандартов помимо плана работы Совета по профессиональным квалификациям в сфере физической культуры и спорта был запрос Министерства спорта от 03.08.2021 г. №АМ-04-15/6510 о необходимости реализации п.10 поручения Правительства Российской Федерации от 11 марта 2021 г. №ДЧ-П44-3006 об обеспечении исполнения постановления Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 3 марта 2021 г. №65-СФ «О развитии детско-юношеского спорта в Российской Федерации» [7] по внесению в профессиональные стандарты обязанностей по воспитанию. Кроме этого, в условиях современного развития цифровой экономики спорт высших достижений, массовая и адаптивная физическая культура и спорт, немыслимы без современных информационных и компьютерных систем и технологий. С целью решения поставленных задач разработаны новые версии вышеперечисленных профессиональных стандартов.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, управление спортивной организацией, трудовые функции, организация и развитие, электронные дневники, спортивная подготовка, воспитательная функция, антидопинг, нулевая терпимость к допингу.
В сфере физической культуры и спорта разработан и реализуется комплекс стратегических и программных документов, определяющих направления и целевые ориентиры развития, стратегические задачи на период до 2030 года:
— Стратегия развития физической культуры и спорта до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р [8];
— Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года [9];
— Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. № 1661 [5], в составе которой реализуются:
а) федеральный проект «Спорт – норма жизни»;
б) федеральный проект «Развитие физической культуры и массового спорта»;
в) федеральный проект «Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)».
За предстоящий период развития до 2030 года отрасли физической культуры и спорта предстоит обеспечить увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 70% населения, создать единое физкультурно-спортивное образовательное пространство и воспитать новое поколение граждан, для которых двигательная активность и спорт станут неотъемлемой частью обычной жизни, и привить потребность к физической активности среднего и старшего поколения.
Развитие Российской Федерации как ведущей мировой спортивной державы должно обеспечивать включение всех граждан в соблюдение принципов здорового образа жизни и занятия физической культурой и массовым спортом, способствующие развитие их долголетия. Ведущие спортсмены спорта высших достижений должны демонстрировать нулевую терпимость к допингу, своим примером пропагандировать здоровый образ жизни и являться образцом для граждан страны.
В России реализуется государственная программа по борьбе с допингом в спорте. Разработан комплекс нормативных правовых документов, которые устанавливают ограничение доступности, обеспечение контроля за владением, распространением и продажей, а также контроль за использованием в спорте запрещенных допинговых средств и методов. Данные документы отражают изменения в усилении мер наказания и ответственности за применение допинга, в частности, внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации [1] и Уголовный кодекс Российской Федерации [2]. Постановлением Правительства РФ от 28.03.2017 N 339 (ред. от 23.08.2021) утвержден перечень субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, для целей статей 230.1 и 230.2 Уголовного кодекса Российской Федерации [6].
Приказом Минспорта России от 24 июня 2021 г. № 464 утверждены Общероссийские антидопинговые правила [10]. Организована работа по реализации Концепции совершенствования механизмов ведения антидопинговой политики в субъектах Российской Федерации, направленная на совершенствование и усиление целевой работы по предотвращению допинга в спорте непосредственно в этих субъектах.
Успешная реализация поставленных стратегических задач возможна при условии эффективного управления и построения этой работы непосредственно в государственных, коммерческих и некоммерческих физкультурно-спортивных организациях и объединениях различных видов, реализующих разнообразные направления деятельности в сфере физической культуры и спорта, как например: спортивные клубы, физкультурные и фитнес-клубы, профессиональные спортивные лиги и общества, в том числе по подготовке спортивного резерва, включая целевое руководство реализацией и развитием физкультурно-спортивной деятельности в соответствующих службах и подразделениях организаций и учреждений, в том числе развития школьного спорта и студенческого спорта. Для решения данных задач была проведена актуализация профессионального стандарта «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта», обусловленная также необходимостью формирования и развития современной системы квалификаций в отрасли физической культуры и спорта с учетом перспектив развития экономики Российской Федерации.
В качестве перспектив следует рассматривать дальнейшее изменение нормативных правовых документов, позволяющих сформировать единое физкультурно-спортивное образовательное пространство, провести гармонизацию законодательства в сфере образования в сочетании с законодательством физической культурой и спортом. Согласно Федеральному закону от 30 апреля 2021 года № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [4], организации, осуществляющие спортивную подготовку, с 1 января 2023 года должны реализовывать дополнительное образование после получения соответствующих регистрационных документов (лицензий). Для реализации такого рода задач осуществляется пересмотр 155 федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта и разрабатываются примерные образовательные программы обучения по соответствующим видам спортивной подготовки.
Актуализация содержания профессионального стандарта «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта» проведена как в части обобщенных трудовых функций и трудовых функций, так и в части требований, предъявляемым к подготовке специалистов, полученным ими знаниям и умениям. Эксперты в сфере физической культуры и спорта отмечают, что в современном спортивном менеджменте (управлении) используются те же функции, методы и принципы управления, что и в различных коммерческих и некоммерческих организациях российского рынка труда [19]. При этом физическая культура и спорт является достаточно специфическим видом экономической деятельности со своими особенностями в управлении спортивной организацией, имеющим специальные методы [17]. В профессиональном стандарте «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта» (Приказ Минтруда России 29 октября 2015 г. N 798н) (далее — профессиональный стандарт «Руководитель») функции современного менеджмента отсутствуют.
Следует также отметить, что в настоящее время существенно изменились запросы самих работодателей к компетенциям руководителей организаций в сфере физической культуры и спорта, которые выделяют необходимость наличия в частности таких компетенций как: оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование физкультурно-спортивной организации, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски; анализировать поведение потребителей и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли; оценивать социальные условия деятельности в области физической культуры и спорта, выявлять новые возможности, формировать и развивать новые социально ориентированные направления деятельности; координировать процессы физкультурно-спортивной организации в целях обеспечения согласованности выполнения планов деятельности всеми участниками; осуществлять поэтапный контроль реализации планов деятельности и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов при создании, функционировании и росте физкультурно-спортивной организации; принимать эффективные и результативные управленческие решения в изменяющихся условиях [16].
Нами рассмотрены два варианта актуализации:
Актуализация без изменения функциональной структуры ранее утвержденного профессионального стандарта;
Актуализация с частичным изменением функциональной структуры, которая дополнилась обобщенной трудовой функцией по управлению профессиональным спортом (лиги, клубы и пр.) и выведена из структуры функция управления объектом спортивной инфраструктуры (стадионом, бассейном и т. п.).
Таким образом, в актуализированном профессиональном стандарте «Руководитель» был проведен анализ, обобщение и агрегирование части обобщенных трудовых функций, трудовых функций и дополнение обеспечивающих их трудовых действий. При этом разработчики ориентировались на современные принципы и концепции спортивного менеджмента с учетом изменяющейся внутренней и внешней среды, а также развития цифровых систем и технологий.
При актуализации проведены изменения общих сведений, в частности, для обеспечения более точного сбора данных статистики были дополнены коды ОКЗ и ОКВЭД, и кроме ранее используемых кодов занятости 1120 -Руководители учреждений, организаций и предприятий и 1432-Руководители организаций физической культуры и спорта, были включены дополнительно 1114-Высшие должностные лица политических и общественных организаций и 1345-Руководители служб и подразделений в сфере образования. Коды ОКВЭД заменены полностью в связи с обновлением классификатора: 85.1, 85.21, 85.22, 85.3, 85.41, 85.42, 93.1, 93.2, 94.9.
В актуализированной версии профессионального стандарта «Руководитель» декомпозиция вида профессиональной деятельности проведена по следующим сегментам профессиональной деятельности: по управлению службой, структурным подразделением физкультурно-спортивной организации; по управлению коммерческими, некоммерческими клубами, организациями и объединениями, осуществляющими физкультурно-спортивную деятельность; по управлению физкультурно-спортивной организацией (службой, подразделением) государственной или муниципальной формы собственности (бюджетных организаций); по управлению спортивной федерацией.
Одной из главных задач государственной политики в сфере физической культуры и спорта является повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Условием успешного решения этой задачи является создание стимула к повышению квалификации тренеров, ответственных за подготовку спортивного резерва и спортсменов высшей квалификации. Воспитательная функция – одна из важнейших компетенций высококвалифицированного тренера. Воспитание занимающихся физической культурой и спортом направлено на развитие их спортивного совершенствования, являющегося базой жизненного долголетия, нетерпимости к допингу, высокого патриотизма и любви к родине. При этом должны соблюдаться принципы равноправия, дружелюбия и здоровой конкуренции [18]. Все это предъявляет новые требования к подготовке тренерских кадров.
Профессия тренера является основной профессией в сфере физической культуры и спорта, в ней представлено более 50% всех работающих в отрасли спортивных специалистов. В Российской Федерации, по данным федерального статистического наблюдения по форме № 5-ФК «Сведения по организациям, осуществляющим спортивную подготовку», в 2021 году только в подготовке спортивного резерва участвовало более 5 000 физкультурно-спортивных организаций различной ведомственной принадлежности, в которых подготовку занимающихся и обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта обеспечивали порядка 100 тыс. тренеров [21]. Численность тренеров, работающих в физкультурно-спортивных организациях, обществах и готовящих к достижению спортивных результатов спортсменов, не проходящих спортивную подготовку и не обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, также велика, и в отсутствии статистических данных может быть оценена в количестве свыше 300 тыс. чел.
Изменения нормативных актов и документов направлены на формирование и развитие компетенций у тренеров в части воспитательной работы с лицами, проходящими спортивную подготовку, которые отсутствуют в требованиях и содержании действующего профессионального стандарта «Тренер» (приказ Минтруда России №191н от 28.03.2019 г.).
Актуализация профессионального стандарта «Тренер» в соответствии с запросом государственного управления и практики должна быть направлена на формирование и развитие компетенций у тренеров в части воспитательной работы с лицами, проходящими спортивную подготовку, на формирование умений и знаний в части цифровой грамотности специалистов в условиях динамичного развития цифровизации сферы физической культуры и спорта [14]. Так, например, в Федерации хоккея России разработана и внедряется цифровая платформа для организации подготовки спортивного резерва, в которой содержится система комплексного мониторинга развития спортсменов, система формирования комплексного рейтинга спортсменов на основе собираемых данных [20].
В рамках реализации федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» создана государственная информационная система «Единая цифровая платформа «Физическая культура и спорт» (далее – ГИС «Физическая культура и спорт»), для дельнейшего внедрения и развития которой проводится работа по накоплению и аналитике данных в информационных системах с формированием и ведением цифровых профилей спортсменов, с проведением контрольных тестов и контрольно-переводных нормативов. Кроме того, предполагается ведение, фиксация и анализ электронных дневников самоподготовки спортсменов, электронных журналов учета спортивной подготовки, включая данные по участию в соревнованиях [15]. В дальнейшем планируется внедрение модуля аналитики, в том числе с применением технологий искусственного интеллекта. Безусловно, все это требует наличия у тренеров соответствующих цифровых компетенций.
В актуализированной версии профессионального стандарта «Тренер» предусмотрена обобщенная трудовая функция для тренеров, работающих со спортсменами вне системы подготовки спортивного резерва, например, в малом городе, в сельской территории, в клубе, организации, объединении, осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность.
Кроме этого, были дополнены особые условия допуска к работе, а именно, включено условие о недопущении лиц, имевших или имеющих судимость к деятельности в сфере физической культуры и спорта, аналогично условиям допуска к работе лиц, осуществляющих педагогическую деятельность. Это дополнение обусловлено необходимостью гармонизации законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорта и законодательства Российской Федерации об образовании. С целью синхронизации законодательства в сфере здравоохранения и законодательства о физической культуре и спорте установлено условие о прохождении обучения оказанию первой помощи до оказания медицинской помощи.
В настоящее время система антидопингового обеспечения спорта в Российской Федерации базируется на информационно-образовательной работе в области профилактики применения допинга и формирования нетерпимости к любым формам нарушения антидопинговых правил в спорте для различных целевых аудиторий. Данные направления работы отражены в профессиональном стандарте «Специалист по антидопинговому обеспечению» (приказ Минтруда России от 18.02.2016 N 73н), назначение этих специалистов возложено на руководителей общероссийских спортивных федераций и профессиональных спортивных лиг в соответствии с п. 6.1 части 10 статьи 26 Федерального закона от 04.12.2007 № № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [3].
При этом целевая подготовка таких специалистов не обеспечена соответствующими образовательными направлениями и не позволяет целенаправленно формировать резерв соответствующих специалистов. Как показало практическое наблюдение, работа этих специалистов носит формализованный характер. Проблемы несоответствия содержания профессионального стандарта «Специалист по антидопинговому обеспечению» (приказ Минтруда России от 18.02.2016 N 73н) задачам совершенствования системы антидопингового обеспечения выражаются в отсутствии описания требований к специалистам в системе развития квалификаций. При сохранении единого с прежней версией профессионального стандарта подхода к «конструированию» функциональной карты (раздел II), в актуализированной версии профессионального стандарта «Специалист по антидопинговому обеспечению» изменились формулировки обобщенный трудовых функций, а также входящих в них трудовых функций, трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний. При определении нового состава трудовых функций использована предпосылка, поддержанная Российским антидопинговым агентством «РУСАДА» и профессиональным сообществом, что работа специалиста по антидопинговому обеспечению должна вестись для различных целевых аудиторий (молодежь, родители, взрослые спортсмены, организаторы спортивных мероприятий, тренеры, инструкторы-методисты, медицинский персонал). Сегодня требуется обеспечивать включение всех граждан в занятия физической культурой и массовым спортом, способствующие развитию их долголетия, с соблюдением ими принципов здорового образа жизни.
Вывод.
Содержательное обновление профессиональных стандартов позволит реализовать внедрение новых образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, а также программ профессиональной подготовки в системе дополнительного профессионального образования с акцентом на цифровые компетенции, грамотность в воспитании спортивного резерва у высококвалифицированных тренерских и руководящих кадров включая подготовку и развитие кадрового обеспечения по направлению антидопинга.
Список источников:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 11.06.2022) // Российская газета. – 2001. — N 256.
- Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1996. — N 25. — Ст. 2954.
- Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 06.03.2022) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Российская газета. – 2007. — N 276.
- Федеральный закон от 30.04.2021 N 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.04.2021.
- Постановление Правительства РФ от 30.09.2021 N 1661 (ред. от 20.05.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2021.
- Постановление Правительства РФ от 28.03.2017 N 339 (ред. от 23.08.2021) «Об утверждении перечня субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, для целей статей 230.1 и 230.2 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.03.2017.
- Постановление СФ ФС РФ от 03.03.2021 N 65-СФ «О развитии детско-юношеского спорта в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — .2021. — N 10. — Ст. 1566.
- Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 N 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.11.2020.
- Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2021 N 3894-р «Об утверждении Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года и плана мероприятий по ее реализации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 21.01.2022.
- Приказ Минспорта России от 24.06.2021 N 464 «Об утверждении Общероссийских антидопинговых правил». URL: https://www.minsport.gov.ru/2021/doc/Общероссийские%20антидопинговые%20правила%20(Приказ%20Минспорта%20России%20№%20464%20от%2024.06.2021 pdf (дата обращения: 06.07.2022)
- Приказ Минтруда России от 29.10.2015 N 798н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.11.2015
- Приказ Минтруда России от 18.02.2016 N 73н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по антидопинговому обеспечению» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.03.2016.
- Приказ Минтруда России от 28.03.2019 N 191н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26.04.2019.
- Ведомственная программа цифровой трансформации Министерства спорта Российской Федерации на 2021–2023 гг. Утверждена 21.04.2021 г. URL: https://minsport.gov.ru/2020/docs/new%20files/%D0%A4%D0%9A%D0%98%D0%A1/%D0%92%D0%9F%D0%A6%D0%A2%20%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C%202021_(%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB%20%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F pdf (дата обращения: 06.07.2022)
- Концепция создания и функционирования государственной информационной системы «Единая цифровая платформа «Физическая культура и спорт». Утверждена 26.04.2021 г. № 00-06-1-20/2328. URL: https://minsport.gov.ru/2020/docs/new%20files/%D0%A4%D0%9A%D0%98%D0%A1/6bt73527b5lwc0y52ppnlrbtwywqhAm8k409hjy82fr5t1zsyvAhk4qbrpwnqn74zklg43r9knbbgdbqrsct4k92tc3275jf6h10nb54xc9py7hnp5pbp2wpfkkb8l53805fs39ln6r0fkf2gpxbyfsA1s90rxAdmml28rpp1fbpjwq33yv1 pdf (дата обращения: 06.07.2022)
- Алтухов С. В. Три Z спортивного менеджмента. Как не заблудиться в лабиринтах профессии / С. В. Алтухов, А. И. Воробьёв. – М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2016. – 228 с.
- Алтухов С. В., Воробьев А. И. Спортивный менеджмент — профессия для особенных людей //Сборник научных статей ЦСМ ЭФ МГУ. Под ред. В. И. Маршева. – 2017. – Выпуск 1. – С. 29–41.
- Евсеев С. П. Актуальные вопросы концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации // Спортивно-педагогическое образование. ГЦОЛИФК. – 2021. — №2. – С. 17–23.
- Маршев В. И., Ионова М. С. Спорт как метод управления социальными системами: эволюция взглядов и задачи //Сборник научных статей ЦСМ ЭФ МГУ. Под ред. В. И. Маршева. – 2017. – Выпуск 1. – С. 93–123.
- Минспорт и Федерация хоккея России договорились об IT-взаимодействии. 10.02.2021. URL: https://d-russia.ru/minsport-i-federacija-hokkeja-rossii-dogovorilis-ob-it-vzaimodejstvii.html (дата обращения: 06.07.2022)
- Минспорта России. Сводный отчет 5-ФК ФК «Сведения по организациям, осуществляющим спортивную подготовку» по РФ за 2021 год. URL: https://minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/1452/ (дата обращения: 06.07.2022)