Сможет ли российский бизнес обеспечить рынок качественными спортивными товарами без доступа к европейским технологиям и сырью? С учетом активной господдержки шансы есть, но потребуется время. Так что максимум возможностей для развития получили компании, которые еще до кризиса вкладывались в собственные технологии и внедряли современное оборудование.
Одна из таких компаний – ГК «ТРБ Групп», специализирующаяся на производстве товаров для экстремального спорта и игрушек. Журнал Forbes включил ее руководителя Никиту Рябина в Клуб бизнесменов-инноваторов. «ТРБ Групп» начинала с производства игрушечных скейтов фингербордов, а стало крупнейшим производителем товаров для экстремальных видов спорта и развивает собственную сеть скейт-парков и мультибрендовых скейт-шопов «Легенда». Теперь перед компанией встал новый вызов – замена импортных материалов на отечественные. Но и к нему она оказалась готова.
Современные лыжи, сноуборды и вейкборды – высокотехнологичный продукт. На качество влияет каждый из многочисленных слоев, а создание некоторых из них требует научного подхода. Многолетняя работа собственного научно-исследовательского центра «Нагрузка» позволила «ТРБ Групп» запустить производство клея и парафина по запатентованным формулам и отказаться от закупки зарубежного сырья.
«ТРБ Групп» (бренд «Турбо»)
Компания с 19-летней историей, единственный российский серийный производитель горных лыж, сноубордов, вейкбордов. Мировой лидер по производству фингербордов. Также производит скейтборды и широкий ассортимент деревянных игрушек.
«Благодаря этому, существенно снизилась себестоимость наших сноубордов, горных лыж и скейтбордов. Мы можем предложить лучшее соотношение цена/качество на российском рынке. Например, в сегменте масс-маркет наши сноуборды дешевле китайских, при этом превосходят их по ряду качественных характеристик», – утверждает руководитель «ТРБ Групп», директор научно-исследовательского центра «Нагрузка», президент Федерации производителей спортивного инвентаря Никита Рябин.
Следующей целью стало производство особого сверхвысокомолекулярного полиэтилена (СВМПЭ), который наносится на скользящую поверхность снарядов для горнолыжного спорта. До 2022 года он был главной и очень дорогой статьей экспорта, ведь его делали лишь несколько европейских заводов.
«Мы знали, что в России можно сделать не хуже и дешевле. Два года коллектив НИЦ «Нагрузка» «ТРБ Групп» вел исследования. В результате мы создали и апробировали собственную формулу, – рассказывает Рябин. – В начале этого года мы закупили за границей партию СВМПЭ, которой хватит для зимней коллекции 2022/23. Но параллельно начали поиск партнеров для запуска собственного химического производства».
Ситуация складывается так, что купить СВМПЭ для следующего сезона у иностранных поставщиков будет сложно. А значит, организация своей экструзионной линии для работы с этим материалом стала для российской компании еще более актуальной. Впрочем, в «ТРБ Групп» привыкли рассчитывать только на себя. И более того, уверены, что наладят производство не только для собственных нужд.
«Мы настроены оптимистично. Рассчитываем на господдержку, общаемся с частными инвесторами, банками, участвуем в питчингах для привлечения венчурных средств. Заинтересованные партнеры уже есть, – отмечает Рябин. – Верим, что через несколько месяцев не просто станем независимы от импорта, но и начнем экспорт российской высокотехнологичной продукции: и сверхвысокомолекулярного полиэтилена, и высококачественных спортивных снарядов».
Партнерский материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №2 (48), июнь 2022