Киберспорт, даже будучи совсем молодым направлением спортивной и интеллектуальной деятельности, имеет довольно богатую историю. Первые соревнования по файтингу Street Fighter II начали проводиться ещё 25 лет назад, а настоящая популярность к виртуальным сражениям пришла с организацией крупных турниров по Quake — в 1997 году. Долгое время компьютерный спорт считался уделом аутсайдеров, а сами соревнования воспринимались «баловством» в сравнении со своими традиционными аналогами.
Однако к 2021 году это нестандартное, сложное и очень перспективное спортивное направление всё же смогло раскрыться в полной мере. Сейчас совсем юные киберспортсмены, ещё не окончившие школу, уже являются долларовыми миллионерами и звёздами мирового масштаба — чего стоит только пример 16-летнего американца Кайла Bugha Гирсдорфа, заработавшего $3 млн (почти 220 млн рублей по текущему курсу) за победу на чемпионате мира по Fortnite. А призовые фонды крупных киберспортивных турниров достигают рекордных значений — например, участники чемпионата The International по Dota 2 в этом году разыграют более $40 млн (около 3 млрд рублей).
Увлечение киберспортом не обошло и Россию, прочно укрепив его на позиции одного из наиболее привлекательных и разноплановых спортивных направлений. Более того, наша страна первой в мире признала киберспорт официальном видом спорта — это произошло ещё в 2001 году — и с тех пор соревнования растут как в количестве участников, так и в суммах призовых. Так, например, чемпионату России по компьютерному спорту 2021 удалось собрать более 20 тыс. молодых игроков со всех уголков страны, и лишь небольшая группа сильнейших смогла дойти до финальной стадии, которая проводилась в Челябинске. А согласно исследованиям Nielsen Sports, аудитория киберспорта в России будет ежегодно увеличиваться на 28%, и в будущем этот показатель может вырасти ещё сильнее.
Развитием массового киберспорта в стране занимается Федерация компьютерного спорта России (ФКС России) — единственная организация, официально аккредитованная по этому направлению. Она ведёт свою деятельность с 2000 года и всё это время активно борется как за популяризацию киберспорта, так и за признание различных соревновательных форматов. Так, на 2021 год в России существует шесть дисциплин компьютерного спорта, официально утвержденных Министерством спорта РФ:
- Боевая арена;
- Соревновательная головоломка;
- Спортивный симулятор;
- Стратегия в реальном времени;
- Технический симулятор;
- Файтинг.
Турниры, ежегодно проводимые ФКС России, также выполняют функцию карьерной лестницы для начинающих спортсменов. Пройдя весь путь от «новичковых соревнований» до чемпионата России молодые игроки получают возможность не только заматереть и получить необходимый опыт, но и во всеуслышание заявить о себе. За турнирной сеткой зачастую следят скауты ведущих киберспортивных клубов страны и по итогам финальных матчей могут пригласить юные таланты в свои команды.
Начать свою киберспортивную карьеру в России можно (и нужно) ещё со школьной скамьи. Для этого ФКС России проводит ежегодную Всероссийскую интеллектуально-киберспортивную школьную лигу, которая позволяет ознакомиться с самыми популярными видами программ и научиться выступать на большой соревновательной сцене. Следующей ступенью на пути к признанию и гонорарам становится Всероссийская киберспортивная студенческая лига, участие в которой, как следует из названия, принимают студенты вузов и ссузов. А уже опытные игроки выходят пробовать свои силы на Кубке России и чемпионате России по компьютерному спорту — они также проводятся ежегодно и позволяют выявить лучших спортсменов по всем существующим дисциплинам. Помимо этого, для фанатов спортивных симуляторов проводятся два отдельных турнира: Кубок России по интерактивному футболу и чемпионат РФС по интерактивному футболу, организованный совместно ФКС России и Российским футбольным союзом.
Существует множество примеров реальных результатов работы этой карьерной лестницы. Например, команда Gentlemen, ставшая победителем Кубка России по киберспорту 2019 в виде программы Dota 2, заключила контракт с известным российским клубом Team Unique. Другие участники турниров от ФКС России нередко занимают первые места на международных соревнованиях и становятся обладателями внушительных призовых. Так, призёр отборочного этапа Кубка России по киберспорту 2016 Илья «Perfecto» Залуцкий сейчас играет за всемирно известный клуб Natus Vincere и вместе со своей командой одерживает большие победы — например, в 2020 году они выиграли IEM Katowice по Counter Strike: Global Offensive и заработали $250 тыс. (около 18 млн рублей).
Таким образом, ответ на заветный вопрос «Как начать карьеру в киберспорте?» будет очень простым — «Нужно просто захотеть». Это направление стремительно развивается, предоставляя молодым игрокам огромное количество возможностей для самореализации и проверки своих сил. Если речь идёт о юных начинающих спортсменах, то стоит попробовать себя в школьной или студенческой лиге — для набора опыта и понимания того, как устроен этот непростой вид спорта. Если же речь идёт об уже взрослых игроках, то можно смело заявляться на более крупные турниры вроде чемпионата России по компьютерному спорту. Конечно же, решающим фактором успеха в этом деле станут регулярные тренировки, понимание игровых механик и желание развиваться в рамках своей дисциплины. Поэтому, если уделять достаточно времени собственному росту и участию в турнирах, то интересные контракты и серьёзные гонорары не заставят себя ждать.