Участниками дискуссии стали:
- Сергей Федоров, директор по продажам цифровых продуктов PropTech-центра «Миран»;
- Алексей Волков, директор по развитию «Кенгуру Про»;
- Иван Казанцев, основатель и генеральный директор компании «Оптимальные инженерные системы»;
- Михаил Комиссаров, директор по развитию ISD;
- Анна Максимова, председатель ассоциации производителей и экспортеров отечественных спортивных товаров и оборудования;
- Александр Буравков, генеральный директор завода тактильного оборудования ТифлоТехника;
- Андрей Халимоненко, руководитель направления компании «Сноупласт»
Алексей Волков из «Кенгуру Про» привел в пример собственную компанию, которая строит уличное спортивное оборудование по всему миру. В портфолио – работа в 47 государствах мира, причем в 21 стране у нее есть официальные представители.
«Сейчас с сырьем у нас проблем нет, – отметил Волков. – Но есть сложности с нашими поставками, например, в США и Австралию. Это связано с тем, что банки не принимают платежи. Мы сотрудничаем с прежними американскими клиентами, объемы сохраняются, но получаем меньше из-за низкого курса валют».
По словам директора по развитию, для расширения бизнеса в России у «Кенгуру Про» есть все возможности. Что же касается цены, то фирме поступали предложения по удешевлению продуктов, но, как отмечает Волков, компания делает акцент на качестве, поэтому на такие меры компания не пошла.
Бизнес «Оптимальных инженерных систем» не столь масштабный с точки зрения географии. В основном продукция (а это оборудование для света, звука и мультимедиа) предназначена для российского рынка, но есть также заказы, например, из Дубая. По словам Ивана Казанцева, сейчас одна из проблем – это отсутствие инвесторов, которые в нынешних условиях готовы вкладываться в производство новых продуктов.
Спортивным оборудованием занимаются и в ISD: компания работает с большими объектами (среди них – «Роза Хутор», ВДНХ, «Лужники»), обеспечивая их системами контроля доступа. В портфолио – турникеты на канатных дорогах Эльбруса, технология Blue Pass, позволяющая проходить по смартфону, а также интеграция банковских карт, заменяющие классические ски-пассы. «У нас есть заказы не только в России, но и их стран СНГ: Армения, Беларусь, Казахстан, – сообщил директор по развитию Михаил Комиссаров, – Интересуемся также рынком Ирана. С «недружественными» странами работать не пытались».
Комиссаров добавил, что его компания может поставлять софт за рубеж, но там к этому не готовы. И это несмотря на то, что некоторые решения превосходят западные. «У нас плата за абонемент может списываться после каждой тренировки, – добавил директор по развитию. – Если рассказать это иностранцам, они просто упадут. У них все проще».
Среди проблем эксперт выделяет «безразличие и имитацию бурной деятельности». На рынке достаточно коммерсантов, которые хотят много заработать, они строят большие планы на старте, но вскоре «сливаются».
Более общую картину в индустрии обрисовала председатель ассоциации производителей и экспортеров отечественных спортивных товаров и оборудования Анна Максимова. Она отмечает, что в России производят далеко не все, и если чего-то не хватает, то нужно снижать ввозные пошлины. А если продукция создается у нас, то необходимо помогать компаниям увеличивать производственные мощности. Как раз о росте рассуждал Сергей Федоров, директор по продажам цифровых продуктов PropTech-центра «Миран». Компания работает в области управления спортивными сооружениями, и эта область, по словам эксперта, – почти свободна, что позволяет расширяться.
Зато с ограничениями сталкивается фирма «Сноупласт», которая производит покрытия, имитирующее снег круглый год. Руководитель направления компании Андрей Халимоненко рассказал, что тренеры заинтересованы в том, чтобы их спортсмены могли заниматься зимними видами спорта не только в холодное время, но денег на закупку покрытия нет. Хотя у него достаточно преимуществ: по словам Андрея Халимоненко, тренироваться на искусственном снегу сложнее, но зато на соревнованиях это позволяет демонстрировать более высокие результаты.