Удовлетворить запросы геймеров и их зрителей сложно, но даже этого недостаточно для создания успешной площадки.
Оценка дохода мирового киберспортивного рынка вплотную приблизилась к отметке $1 млрд в год, постепенно подбирается к десятизначному числу и суммарное число зрителей соревнований. Прогнозы аналитиков предрекают дальнейший рост, а значит, инвестиции в турниры и места для их проведения выглядят привлекательными. Но создать киберспортивное пространство, которое реально будет приносить доход, не легче, чем построить классический стадион.
Успешная арена должна быть упакована самой современной техникой, иметь широкие возможности трансформации, учитывать особенности поведения фанатов киберспорта и подходить для разных мероприятий. Ключевые аспекты подробно разобрали эксперты журнала Panstadia&Arena Management.
Разнообразие
Многофункциональность – главный ключ к успеху. В этом смысле киберспортивные арены мало отличаются от классических спортивных, особенно крытых. Тем более что, как правило, они не могут похвастать огромной вместимостью.
«Не думаю, что стоит создавать специальные арены исключительно для киберспорта, – говорит CEO AMUKA Esports Бен Феферман. – Чтобы оправдать такую постройку, требуется сотня событий. Моя площадка пустует с 9:00 до 17:00 с понедельника по пятницу, но переполнена с 17:00 до 2:00 в выходные. Это неэффективное использованием пространства и капитала».
69% доходов крупных турниров поступает от спонсорства и рекламы
По словам Фефермана, арена должна перевоплощаться в коворкинг и торговый центр в будние дни, а уже в выходные становиться местом сражений в Dota 2. Другой пример привел директор по спорту и развлечениям Buro Happold Дэвид Хайнс. Его компания занимается строительством Шанхайского международного культурного и творческого киберспортивного центра, где значительная часть площадей изначально отведена под коммерцию.
«Надо помнить, что киберспортивные команды не столь масштабны, как клубы НФЛ или НБА. Пару лет назад шла своего рода гонка вооружений, когда все думали, что им нужно обязательно построить домашнюю арену. Но у нас не так много киберспортивных мероприятий, которые мы можем провести в течение года», – считает вице-президент по киберспорту Washington Justice Грант Паранджапе.
С другой стороны, преимущество киберспорта – в отсутствии традиционной сезонности. Соревнования проходят круглогодично, что как раз отрывает интересные возможности для универсальных залов, испытывающих нехватку событий.
«Типология киберспорта представляет собой сложную задачу для организаторов площадок, поскольку существует много дисциплин, отличающихся требованиями к сцене и взаимодействиями участников. А значит, площадка должна легко менять свой формат», – напоминает директор COX Architecture Мэтью Батчелор.
Sangam Stadium – крупнейшая арена, принимавшая киберспортивное соревнование. Сеульский стадион вмещает 68 тыс. зрителей
Технологичность
Крупнейшие соревнования по киберспорту максимально требовательны к IT, видео- и аудиоинфраструктуре. Старший директор Populous Риз Кортни даже сравнивает площадки для таких турниров с киностудиями. Зато, если арену обеспечить всем необходимым, она может заинтересовать шоу-бизнес.
«Стандартная вместимость киберспортивных площадок (3–6 тыс. зрителей) подходит для многих развлекательных мероприятий. Например, для комедийного шоу, ведь не так много комиков способны заполнить большой стадион. А качественное оборудование делает такую арену еще привлекательнее, особенно для исполнителя, который хочет сделать запись своего концерта», – считает Кортни. С другой стороны, организаторы часто предпочитают использовать свое или арендованное оборудование. И нельзя однозначно сказать, какая модель развития более эффективна.
«Собственное оборудование – палка о двух концах, – отметил технический директор ES Broadcast Джонатан Лит. – Оно экономит время клиентов
и позволяет взимать более высокую арендную плату, но требует значительных капиталовложений. И нельзя гарантировать, что все клиенты будут одинаково счастливы пользоваться этим оборудованием».
Менеджер по развитию киберспортивного бизнеса Ross Video Фил Энглерт считает, что у постоянных решений преимуществ больше. «Временное оборудование – это регулярные подключения с нуля и повышенный риск повреждения при установке и транспортировке. Чтобы решение служило пользователю долгие годы, с самого начала необходимо сделать более крупные инвестиции», – уверен Энглерт. В любом случае стоит заранее задуматься о том, где на арене будет размещаться оборудование. В киберспорте оно потребляет много энергии, поэтому нуждается в дополнительном охлаждении.
Дополнения
Серьезный вызов для организаторов киберспортивного соревнования – убедить зрителей прийти трибуны. Нужно создать ни с чем не сравнимый опыт взаимодействия, чтобы болельщики покинули дома, где у них есть, как им кажется, все необходимое: экран, диван и холодильник. Тем более после пандемии и локдаунов, отучивших от живых зрелищ и аншлагов.
«На нашем турнире по Overwatch мы стремились организовать не столько киберспортивное зрелище, сколько уникальный зрительский опыт. У нас были воздушные гимнасты, концерт и много другого, не связанного с игрой, – делится Паранджапе. – Одновременно с этим мы думали о посетителях, которые, возможно, не так хорошо знают эту дисциплину. Наблюдать за Overwatch невероятно сложно, поэтому у нас было два боковых экрана, посвященных исключительно объяснению происходящего в игре максимально простым языком».
2500 зрителей вмещает крупнейшая специализированная кибеспортивная арена Северной Америки – Esports Stadium Arlington
«Я не особо слежу за футболом, но когда иду на матч, то могу во многом разобраться. Если вы никогда раньше не видели League of Legends, у вас просто нет шансов следить за игрой, – дополняет Феферман. – А значит, зрительские места должны учитывать это. Как и то, что не все будут использовать свой второй экран одинаково. В киберспорте нужны сценарии для разных типов людей».
Еще один инструмент привлечения зрителей – правильное оформление арены. В первую очередь необходимо много LED-панелей и мониторов, которые дополняет графическая система и оборудование для трансляции контента. С их помощью можно и передать происходящее в матче, и создать правильную атмосферу. Также это предоставляет дополнительные возможности рекламодателям.
Fusion Arena (Филадельфия)
Стоимость – $50 млн. Редкий пример крупного объекта, который строится в первую очередь для киберспорта. Площадка, вмещающая 3,5 тыс. зрителей, соседствует с ледовым дворцом клуба НХЛ «Флайерз» и стадионом команды по американскому футболу «Иглз». Впрочем, на Fusion Arena планируют не только проводить киберспортивные соревнования, но и использовать ее как концертный зал.
Арены должны использовать и более сложные технологии, считает Риз Кортни из Populous. Он уверен, что через несколько лет ни один крупный турнир не будет обходиться без дополненной или виртуальной реальности и зрители смогут попадать «внутрь» игры. Правда, в этом случае граница между просмотром на арене и у себя дома окончательно сотрется, ведь VR-шлем погрузит зрителя в атмосферу турнира, где бы он ни находился.
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №4 (47) март 2022