В чемпионате России по футболу среди женских команд (Суперлига) второй год проводится Маркетинговый чемпионат. Его ключевая задача — стимулировать клубы наращивать аудиторию на стадионах и в социальных сетях, повышать привлекательность клуба как бренда, а вместе с тем — и всей лиги. Промежуточные результаты Маркетингового чемпионата Российский футбольный союз (РФС) публикует каждый месяц. Победителей в номинации «Лучший маркетинг месяца» определяют компании-партнеры, в числе которых — холдинг «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг».
Структура Маркетингового чемпионата
Формат Маркетингового чемпионата в 2023 году претерпел изменения. Работа клубов по-прежнему оценивается по активностям в дни матчей и во внесоревновательный период. Это проведение промоакций, взаимодействие с местными СМИ, совместное участие в проектах представителей мужских и женских команд. Однако в совокупности все маркетинговые инструменты объединяются в два направления — «Работа с болельщиками» и «Работа с социальными сетями».
Работа с болельщиками — это все активности, направленные на привлечение болельщиков на стадионы. Напрямую показатель рассчитывается по посещаемости домашних матчей. Косвенно на его улучшение влияют все акции, которые устраивают клубы. Например, пермская «Звезда-2005» регулярно взаимодействует с семейной аудиторией и особенно с юными болельщиками. Футболистки награждают победителей областных соревнований среди вузов, школ и детских садов. Результат — лучшая средняя посещаемость домашних игр в августе.
ЦСКА наладил стабильные коллаборации с мужской командой и известными персонами. Перед финалом женского Кубка России призывали поддержать армейский клуб футболист Игорь Акинфеев, президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк, двукратная Олимпийская чемпионка по синхронному плаванию Влада Чигирева. А полузащитница Надежда Смирнова знакомила с женской командой тех, кто пришел на игру Российской Премьер-лиги ЦСКА — «Сочи».
В свою очередь столичное «Чертаново» летом выпустило розовый комплект игровой формы в знак поддержки женщин с онкологическими заболеваниями. Клуб активно анонсировал первый матч женской команды в новой атрибутике, призывая болельщиков прийти на стадион и стать участниками благотворительной акции.
Работа с социальными сетями — показатель, отражающий рост числа подписчиков, а также их вовлеченность, реакцию на посты. Здесь рассчитывается Love Rate — отношение лайков к количеству участников в группе. Как и в рейтинге по работе с болельщиками, наиболее успешные клубы получают максимальные баллы, в зависимости от места по итогам тура количество баллов уменьшается.
Лидеры Маркетингового чемпионата
По итогам пяти туров на первых трех строчках — «Рязань-ВДВ», «Крылья Советов» и «Краснодар». Самара подтверждает статус футбольного города, где болельщикам не хватало женского футбола. Местная команда впервые за 19 лет играет в высшем дивизионе чемпионата России. У клуба приличная поддержка — самарчанки идут среди лидеров по посещаемости домашних игр. «Краснодар» и «Рязань-ВДВ« наряду с активной работой с болельщиками демонстрируют постоянный прирост подписчиков в соцсетях. Лучшая команда по вовлеченности подписчиков — это «Чертаново», за прошедшие туры клуб с юга Москвы набрал 19,5 баллов из максимальных 20 на основе Love Rate.
В номинации «Лучший маркетинг месяца» чаще других побеждал ЦСКА — три раза (с мая по июль). Премия за апрель и август доставалась пермской «Звезде-2005». Получит ли один из этих клубов очередную награду либо она уйдет другой команде — станет известно в октябре, обладателя премии назовет СБК.
Что такое маркетинговый чемпионат и зачем нужны такие соревнования, как функционируют и что требуют от участников? Читайте в журнале СБК №52.